Самарский футболофил

    

«Кое-что о высоком...»

(Футбольный коллекционер №2, Самара, 2009)

Начну со следующей цитаты (В.Калинкович, еженедельник «Футбол» №35, 2008): «С бурным развитием полиграфии малых форм сообщество коллекционеров столкнулось с ещё одной ранее неизвестной проблемой. Сегодня современные технологии позволяют изготавливать программы, не выходя за пределы собственной квартиры. К тому же типографии, в которые прежде вход посторонним был заказан, ныне, став частными, под заказ готовы отпечатать всё, что душа ни пожелает - только плати! Полное раздолье для пиратов! И они, надо сказать, всё активнее включаются «в работу». На Западе в силу известных обстоятельств это произошло раньше, однако в последнее время поддельные программы всё чаще стали появляться и в России. Подделыавют то, на чём можно заработать. Это, прежде всего, программы международных матчей (сборная, еврокубки), на которые возможен активный спрос за рубежом. Не так давно на российском рынке мелькнуло издание на немецком языке к матчу Кубка кубков 1981 года между ростовским СКА и «Айнтрахтом». Кто-то таким образом попытался дополнить выходившую в свое время в городе на Дону официальную программу. Пиратское издание выполнено весьма качественно, от оригинала практически не отличишь. По словам экспертов, можно ожидать, что в Германии коллекционеры программ «Айнтрахта» готовы будут платить за этот новодел от 40 евро. Тем более, что незнакомые с нюансами оформления в печать изданий советской эпохи немцы распознать фальшивку почти наверняка не смогут. А промахнулись поддельщики, когда проставляли выходные данные, допустив в них ряд ошибок.

«Подделывают главным образом старые программы, - говорит Владимир Фалин - Поскольку они дороже, а также из-за их небольшого объёма (четыре странички), что проще в изготовлении. При этом, полиграфическое оборудование и бумага, естественно, должны соответствовать образцам давних лет. На периферии старинные печатные машины ещё встречаются, не случайно подавляющее большинство пиратских копий, замечено, изготовлены далеко за пределами Москвы и Питера, где подобной рухляди уже не осталось. 

Как-то мне принесли на экспертизу экземпляр программы финального матча мельбурнской Олимпиады СССР - Югославия. Человек сомневался в его подлинности. Причём программа издана в виде книжечки, а значит подделать её гораздо сложнее, чем примитивную 4-страничную листовку. Но, как выяснилось, тоже новодел!

И погорели эти «джентльмены удачи» в тот момент, когда начали старить бумагу. Без этой операции им никуда - не может ведь программа, возраст которой перевалил за «полтинник», быть напечатана на новенькой бумаге, народ сразу поймёт. Не знаю уж, через какую алхимию они её пропустили, но в итоге буквы текста на пиратском экземпляре получились бурыми. А в оригинальном издании, которое есть в моей коллекции, они совсем другого цвета».

Поток фальшивых программ в России ещё не столь полноводен, как на Западе, но многие уже бьют у нас тревогу. Зло ведь не только в том, что кое-кто стремится набить карман, наживаясь на интересе людей к футболу и страсти коллекционирования. Уже есть попытки наладить выпуск «программ» на давние матчи, когда в действительности никаких изданий к ним не было. Либо поживиться в нише неопределённости, ведь и по ей день во многих случаях доподлинно неизвестно, издавалась к данному матчу официальная программа или нет. И если опытных коллекционеров провести довольно сложно, молодёжь может попасться на крючок. Уже слышны голоса тех, кто считает, что набирающая мощь индустрия по изготовлению фальшивых программ грозит задушить саму идею коллекционирования.

Правда, и сообщество кое-какие меры принимает. Рассказывали, что кое-кто из распространителей пиратских изданий, попавшись под горячую руку, довольно серьёзно получил по шее. Ведущие российские коллекционеры договорились не представлять для каталогов изображения редких программ, которые могут быть использованы пиратами для подделок. Будет ли этотго достаточно, чтобы остановить развитие болезни, судить трудно. Остаётся лишь воскликнуть: коллекционеры, будьте бдительны!»

Не могу не высказать свои комментарии по поводу этой интересной статьи. Основная мысль, что подделка программ - зло, неоспорима.

Но хочется рассказать немного о другом. Действительно, до «новорусских» времён футбольные программы печатались практически всегда методом высокой печати, за редким исключением печати офсетной, что зависело лишь от полиграфического уровня развития данной конкретной типографии. Разница между ними технологически огромна (поверьте полиграфисту), как между телегой и самолётом. По-дилетантски если рассказать, то высокая печать выглядит примерно (очень примерно, чтобы понятно было) так: на неподвижный набор шрифта (ручной, или отлитые на машине-линотипе строки) подаётся лист бумаги, поверх которого проходят два полимерных валика. Красочный валик кладёт на набор краску, раскатной валик проходит поверх листа бумаги, и под его давлением происходит оттиск текста с набора на лист бумаги. Рассказываю это на заметку коллекционерам к тому, что на старых программах порой и на ощупь можно распознать каждую выдавленную буковку. Подделывать такие «шедевры» можно действительно только на периферии, где сохранились (цитирую) «старинные печатные машины».

Офсетная печать предусматривает более сложные технологии. Рассказываю (опять же упрощённо): изображение (текст) в виде электронного файла с помощью специальной машины фотовывода переводится в диапозитивы (по-простому полимерные плёнки). Их на других машинах (копировальных) с помощью ультрафиолетового света переносятся на металлические (алюминиевый сплав) офсетные пластины. Эти вот пластины уже вешаются на печатные цилиндры печатных машин, и с них уже идёт сама печать полиграфической продукции. Это так примитивно объясняю к тому, что если что и подделывать из футбольных программ, то действительно что-то редкое. Ибо офсетная печать дело дорогое.

Подделывать же на современной копировальной технике (цифровых печатных машинах, цветных лазерных принтерах) что-то старое бесполезно. Краска кладётся поверх поверхности бумажного листа, в то время как на старых программах краска входила в результате печати в структуру бумаги (как при высокой печати, так и при офсетной). Это легко определить на ощупь, кстати. Можно и простую лупу применить, в крайнем случае, дабы рассмотреть. В СССР программы, отпечатанные офсетной печатью, тоже встречались, но значительно реже, что опять же зависело от развития полиграфии на местах и в столицах. Можно, например, вспомнить некоторые карагандинские начала 1970-х годов. Выполнены они на печатных машинах типа «Ротапринт» (у кого есть эти программы, могут посмотреть). Тоже не шедевр полиграфии, прямо скажем. Такие экземпляры подделать проще.

А вот современные программы часто делаются как раз на копировальной технике, и легко поддаются подделке. Но! Тут уже вопрос в целесообразности. Подделывать программу на кубок Мухосранской области можно только от большого ума. И, тем не менее, нужна бдительность, ибо ненормальные жлобы находятся (даже барыгами не назвать, тьфу). :-)

Что касается примера, приведённого В.Фалиным, о программе 1956 года из олимпийской Австралии, то не буду столь категоричен. Тут нужна более глубокая и компетентная экспертиза. На собственном опыте знаю, как во время печати какой-то продукции печатник мог попросту прозевать уровень краски, и на выходе из печатной машины какая-то зелёная листовка к концу тиража превращалась в голубую (это когда, например, жёлтая краска в красочной секции по недосмотру кончилась). Ибо зелёный цвет, например, в офсетной печати, получается именно наложением этих двух – голубого и жёлтого. И не факт, что тираж аккуратно просмотрен, а не всучен нетребовательному заказчику. Так и появляются порой «бурые» буквы. Но это так, к сведению...

Хотя мне ранее пытались что-то умное рассказывать про варианты различных оттенков обложек программ, ссылаясь на «знающих людей». И я что-то сдуру пытался доказывать. Надоело, пусть каждый желающий собирает свою «радугу» в своё удовольствие… :-)

© kichutkin2007

Бесплатный хостинг uCoz